Вибрации мысли. Е. Ф. Писарева
«Мысль возникает в одном мозгу, она высылает ток, достигающий другого мозга, ток этого другого мозга воспринимается третьим; и мы будем правы, если представим себе все человечество соединенным между собой подобием огромной телеграфной сети, по которой безостановочно передаются токи мысли». (“Сила мысли и мыслеобразы”. Е.П.»
Приближается весна, и мысль невольно стремится к природе, в памяти возникают цветущие луга, молодой шепот зеленых листьев, веселый звон ручьев, проносятся ароматы трав и цветов.
Мне всегда казалось, что запах выражает душу природы: она доносится до нас в соленой пахучести моря, в свежем ветре, в нежном аромате цветов, во всех испарениях оттаявшей, вновь захотевшей жить земли.
Все в мире имеет свою аналогию. Обнаруженное указывает на скрытое, явное — на тайное.
Кто внимательно, и любовно изучает природу, тот узнает божественный разум и свои собственные скрытые глубины, кто вдумчиво изучает себя самого, тот поймет и весь мир. “Бескорыстное самопознание ведет к Богопознанию”.
Когда стремишься обнажить все покровы и раскрыть все видимости, глядя на явную лабораторию духа, перед сознанием раскрываются бесконечные аналогии, стройное единство явлений, видимых и невидимых.
В ароматах природы — ее душа. Ароматы человека — в его скрытых мыслях, чувствах и желаниях. Они возникают в глубине его души и несутся от него в те невидимые миры, в которых происходит их таинственное претворение в новые творческие силы.
Но здесь аналогия кончается: цветы и травы, океан и горные вершины насыщают земную атмосферу своими сладкими, острыми и освежающими дыханиями, и эти дыхания растворяются в воздухе.
Аромат человеческой души — нечто бесконечно более ценное. Ни одна мысль, ни одно чувство, ни одна мечта не пропадают бесследно. Чистые, активные, добрые мысли и чувства людей создают для них счастливое воплощение в будущем и творят светлые эпохи в исторической судьбе народов. Вялые, корыстные, эгоистические и сладострастные мысли и чувства создают эпохи упадка.
“Древняя Мудрость” в своих учениях о вибрациях и о творческой силе мысли, об осуществлении в человеческой жизни закона причинности и о непрерывном взаимодействии между видимым земным миром и миром невидимым раскрывает перед нами таинственную работу духа и дает определенные указания на истинное значение внутренней культуры, которая бесконечно важнее культуры внешней, потому что творит она, а последняя — лишь видимая ее форма.
Мы все постоянно выбрасываем из себя токи мыслей, целые волны чувств, страстей и желаний, которые распространяются от нас, как круги на воде, непрерывными рядами сильных и слабых, добрых и злых, жестоких и нежных вибраций и, ударяясь о мозг и нервную систему окружающих людей, вызывают в них ответные вибрации.
Если носящиеся в пространстве мысли по преимуществу злые, враждебные и тревожные, то духовная атмосфера наполняется вредными, разлагающими элементами; наоборот, мысли активно-добрые и благородные создают благоприятные условия для дружной общественной работы. Мысли несут в себе или зачатки разрушения, или помощь человечеству, смотря по тому, что двигает нашим сознанием.
Большинство людей думает так или иначе не потому, что они сделали оценку тому или другому общественному явлению в глубине своей совести, а потому, что толпа думает так. Наиболее сильные умы создают определенные мыслеобразы, а более слабые воспринимают их. Ум толпы заражается вибрациями этих немногих, умеющих думать сильно и определенно, и созданные ими волны мыслей усиливаются по мере того, как воспроизводятся в тысячах умов, и они-то и создают общественное мнение.
От постоянных повторений однородных мыслей возникают глубоко обозначенные линии в умах большинства, которые и определяют характер эпохи.
Неизмеримо важный жизненный смысл этого факта, если он ясно усвоен, должен вызвать в людях чувство глубокой ответственности за никому невидимую работу их мыслей, чувств и воли.
Излагать в коротком письме учение “Древней Мудрости” о вибрациях мысли и о том, как они влияют на судьбу человечества, невозможно; учения эти подробно разработаны в теософской литературе и доступны всем, кто желает познакомиться с ними [1]. Мне хотелось лишь дать несколько указаний моим читателям на факт передачи мыслей и чувств от мозга к мозгу, от нервной системы к нервной системе, а также на возможность охранить свой мозг от непрестанно бьющих в него волн чужих мыслей.
Основной закон, по которому вибрации чужих мыслей легко воспринимаются другим мозгом, коренится в сходстве вибраций у посылающего и у воспринимающего мысль. Дурно настроенный ум будет легко воспринимать злые вибрации и беспрепятственно развиваться в дурном направлении. Точно так же и праздный, смутно, непоследовательно работающий ум есть открытое поле для всевозможных воздействий со стороны.
Для того чтобы создать прочный оплот против несущихся на нас со всех сторон заряженных всевозможными страстями и желаниями мыслей, нужно научиться думать по определенным линиям, выработать собственное миросозерцание, поставить перед своей душой ясный идеал, способный вдохновлять и вести вперед.
Каждая чужая мысль и каждое чувство, не соответствующее обычным вибрациям вашей мысли и вашего чувства, будут отброшены от вас так же, как высокий звук отбрасывается без следа от струны, способной звучать лишь низкими тонами.
Если человек думает и чувствует правдиво, лживые мысли не вызовут в нем ответных вибраций и не проникнут в него; если душа его настроена любовно, мысли ненависти и злобы пронесутся мимо нее, не причинив ей вреда; если желания его благородны, низменные желания не затронут его. Беззащитность человека против чужих мыслей и чувств кончается, как только он начинает вырабатывать свой духовный мир сознательно, как только внутренняя культура души принимает ясные, связанные между собой и обоснованные линии.
Ради этой цели нужно не уставая оберегать свою душу от случайных влияний и растить и укреплять в ней духовную красоту. И тогда наш внутренний сад расцветет, и благоухание от его цветов освежит и оздоровит окружающую нас духовную атмосферу.
В особенности в нашу эпоху перелома и переоценки всей жизни, когда прокладываются новые линии общественного сознания, неизмеримо важна такая внутренняя культура. Ведь именно мы, развитые и образованные, создаем эти линии, и мы же будем и ответственны за то, будет ли в них правда и красота, или же они поведут наш народ к новым бедствиям и к новому духовному рабству.
Кроме внутренней культуры, наш ум оберегается от дурных влияний чужих мыслей и общением с благородными умами, как в жизни, так и в книгах. Книги — это кристаллизованные токи мыслей; прикасаясь к уму ученика, они оживают и действуют на него так же, как и несущиеся на него живые вибрации.
Вот почему для человека, знающего всю силу и значение невидимого творчества мысли, так тяжело и жутко видеть распространение дурных книг.
Когда проходишь по улицам, мимо окон книжных лавок и мимо столиков, наполненных раздражающей мозг и нервы литературой о похождениях разных сыщиков, будящей в молодых людях нехорошие инстинкты охоты за двуногим зверем, или видишь порнографию во всех видах, разжигающую самую низменную чувственность, становится больно и страшно. Видишь внутренним зрением, как затаптываются душистые цветы в молодых душах, как грязнится свежая красота невидимого сада...
И невольно вырывается полный тревоги вопрос: каковы те вибрации и токи, которые выбрасываются в наше безмерно тревожное и безмерно важное время душою русского народа, и какие очертания его будущей судьбы слагаются из этих вибраций и токов, невидимых для нас и лишь смутно ощущаемых всеми.
Примечание
1. Учение о вибрациях мысли можно найти в журнале “Вестник Теософии” за 1912 год, где печаталась работа А. Безант “Сила мысли”, в ее же книге “Теософия и новая психология” и в популярной брошюре “Сила мысли и мыслеобразы” Е.Писаревой.
01.12.2014 18:07
ИСТОЧНИК: Е. Ф. Писарева. О скрытом смысле жизни. — М.: Издательство Духовной Литературы; Сфера, 2000. — 304 с. Часть IX.