Такт. Анонимность. Н. Д. Спирина
Такт
Такт есть интуиция по отношению к другим. Чаще проявляется интуиция по отношению к себе, то есть человек чувствует, как ему нужно в данный момент поступить, чтобы ему было хорошо. Известен деловой «нюх» людей, отдавших своё сердце деньгам. Известны особые способности властолюбца добиваться власти и почёта. Устремления человека дают направление развитию его способностей. Значительно реже встречается в людях такт, это чарующее качество, так привлекающее всех. Для того чтобы зародить и воспитать в себе это чувство, необходимо отрешение от себя, перенос своего сознания в сознание другого человека. Только тогда можно почувствовать, как целесообразнее, то есть полезнее и приятнее для другого, следует поступить в том или ином случае. Тактичный человек, прежде всего, сообразуется с интересами и чувствами другого, не думая о себе. Ставя интересы других на первый план и стремясь помочь, облегчить, обрадовать других, он постепенно вырабатывает ту высокую интуицию, которая безошибочно ведёт его по сложным лабиринтам человеческой жизни и психологии и указывает, как поступить. Искусство творить отношения между людьми является продуктом такта; искусство завязывать лишь для себя отношения с нужными людьми, отстраняя «соперников», — продукт корыстолюбия.
Самость и самоотверженность — две основы человеческих действий. Такт рождается от самоотречения, и девиз его: «Пусть другим будет хорошо».
24 декабря 1944 г.
Анонимность
Качество, о котором помнят лишь подвижники, работники на Общее Благо. Много добра творили они явно, но неисчислимо больше — тайно. Именно неисчислимо, так как нет таких мер, которыми можно было бы измерить их незримые благодеяния и последствия благих дел. Анонимность есть признак подлинного самоотверженного служения. Анонимность — щит против честолюбия, тщеславия, корысти. Высшая степень анонимности — по отношению к самому себе — сформулирована в Евангелии словами «пусть твоя правая рука не знает, что делает левая». Не только не разглашать о сделанном добре, но и самому как бы не знать о нём, забыть, не думать. В этом заключается высокое благородство духа, в противовес фарисейской вульгарности, кричащей на перекрёстках о своей благотворительности. Важен плод, важен результат; имеет значение лишь то, что остаётся. «В Музеях вы видите много анонимных произведений искусства. Имя, как лист отсохший, унесено вихрями времени. Но живёт Прекрасное, оно лишь умножается временем» [1]. Что важнее — имя творца или его произведение? Что производит благое воздействие, что нужно людям? Станет ли творение хуже оттого, что имя создателя неизвестно? Станет ли доброе дело менее добрым оттого, что оно анонимно? «Истинно, самоотречение является одной из форм Прекрасного» [2]. В сознательной анонимности кроется отречение от себя во имя Общего Блага и слияние своего отдельного «я» с этим великим понятием. Потому анонимность так прекрасна.
21 июня 1945 г.
1. Рерих Н.К. Держава Света. Священный Дозор. Рига, 1992. С. 27.
2. Там же.