« Перейти на главную LOMONOSOV.ORG

начинающим


Психические правила здорового образа жизни. С. Стульгинскис.


Содержание 

1. Все зависит от психики

Значение психики

Предупреждение Махатм

Элементы психики

Дисциплина духа

2.Совершенствование психики

Развитие огненности

Работа над собой

Качества духа

Болезни души

3.Методика работы над собой

С чего начать?

Очередность качеств

Ускоренный путь

Утренняя медитация

Дневная реализация

Вечерний самоотчет

Циклы работы

4. Характеристики качеств духа

Качества Служения Общему Благу

Развитие сердца, ращение любви

Развитие воли, самодисциплины

Развитие разуму, ращение мудрости

Качества идейно-политические

 

Все зависит от психики

 

ЗНАЧЕНИЕ ПСИХИКИ

Как состояние физического организма действует на душевное настроение, так состояние психики оказывает сильное влияние на физическое здоровье, на иммунитет.

Светлое, бодрое, радостное настроение, чистая совесть, сознание исполненного долга, активность и устремленность придают телу хорошую спортивную форму, силу и выносливость, сопротивляемость заболеваниям. А подавленное настроение, нечистая совесть, страх, ненависть и прочие язвы души – ослабляют иммунитет.

Об "американской" эпидемии (СПИД), уничтожающей иммунитет, официальные данные говорят: во-первых, этой болезни подвержены почти только американцы, во-вторых, ею заболевают, как правило, наркоманы, проститутки, гомосексуалисты. Значит, эта эпидемия имеет ясно аморальную основу.

Вот почему понятие "здоровый образ жизни" должно означать не только соблюдение правил здоровой жизни тела, но также и соблюдение законов здоровой жизни психики – души и духа. Уместнее вместо "здоровой" сказать "высоконравственной", и вместо "в здоровом теле здоровый дух", правильнее сказать "у здорового духа здоровое тело", ибо в довольно здоровом теле иногда бывает очень неприглядная психика. Так, духовное здоровье есть главная основа здоровья тела – именно мощь духа есть та главная сила, которая восстанавливает и усиливает иммунитет.

 

Такова основа необходимости "упорядочения" психики современного человека – можно назвать ее медицинской. Существует еще и другая, возникшая – наше переломное время, поэтому мало кому известная.

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ МАХАТМ

В течение двадцати лет между двумя мировыми войнами (1920-1940) за пределами СССР вышли 12 томов Учения Махатм Востока, названного Учением Жизни, и 2 тома Писем о нем. В этом Учении есть важное предупреждение, актуальное для всех, живущих на нашей планете в настоящее время. Вот суть этого предупреждения. В наше переломное время, в связи с началом Новой Космической Эпохи, к нашей планете начнет приближаться новые космические энергии. Эти огненные энергии произведут на планете великое очищение – они разложат все скопления тьмы и уничтожат все силы, которые противятся приходу Новой Эпохи. Но, сжигая все темное, Космический Огонь может стать опасным для многих, ибо эти новые огненные энергии должны быть приняты с полной сознательностью, иначе они вместо пользы, могут принести вред. Непринятые, они вызовут новые неизвестные заболевания, новые эпидемии. А лечение их старыми способами принесет еще больше вреда.

Значит, необходимо подготовиться к приходу этих энергий. Как именно это опасное воздействие Космического Огня может быть претворено в благородное – об этом сказано в Учении Жизни: чтобы ассимилировать Космический Огонь с пользою, надо стать родственным ему – надо самому стать огненным. А стать огненным – это значит стать чистым, устремленным, идейным. Ибо огненность – это энтузиазм, это самоотверженность, это готовность к подвигу! Таким огненным людям Космический Огонь не опасен, а темных, инертных, эгоистичных он будет жечь.

Можно ли этому верить? Не является ли это мистификацией? Следует отметить, что многое, предсказанное в Учении Жизни, уже исполнилось: прежде всего, развитие и распространение социализма; затем возникновение и усугубление экологических затруднений в середине двадцатых годов в третьей книге Учения Жизни был поднят вопрос об охране биосферы, вся важность которого стала ясна спустя сорок лет; а самое главное – это реальное появление новых огненных эпидемий; первой из них является "американская болезнь", о которой, была речь выше.

О Махатмах, давших это Учение, а также и о стране Шамбале, где они живут, даны некоторые сведения в статьях Буланцева "Шамбала-Беловодье" и Шапошниковой "Реальность и легенды" в журнале "Вокруг Света", № 3, 1979 г. Кроме легенд, бытующих на просторах Азии с древних времен по сей день, о Шамбале говорится в индийских Ведах, Пуранах, Махабхарате. Упоминается она и в западных средневековых летописях. В русской летописи описана экспедиция монаха Сергия из Киева в Беловодье (т.е. Шамбалу) на стыке X–XI веков, пробывшего там много лет и вернувшегося глубоким старцем.

Имеется обширная литература, охватывающая тысячелетия, в которой запечатлено множество фактов и доказательств существования Махатм. Есть немало людей не только в истории, но и в современности так или иначе соприкасавшихся с ними. Что Махатмы – это реальные существа свидетельствует их дар и письмо Правительству СССР, а также их послание советскому народу, переданные в 1926 г. наркому иностранных дел Чичерину известным русским художником Н. К. Рерихом, прервавшим для этого свою научно-художественную экспедицию по Центральной Азии, во время которой он посетил Шамбалу. Подробнее об этом – в статье Зарницкого и Трофимовой "Путь к Родине" в журнале "Международная Жизнь", № I, 1965 г.

О чем говорит Учение Жизни? Как уже сказано, оно сообщает о приходе Новой Космической Эпохи, затем повествует, об Основных Вопросах Бытия – о Знании, которое будет положено в основу жизни и Новой Эпохи; оно говорит о Космических Законах – об эволюции материи и духа, об эволюции жизни и человечества. Люди – это бессмертные существа, эволюция которых происходит путем многих воплощений на Земле. В воплощениях приобретенные умственные и нравственные качества накапливаются, человек постепенно развивается, и по истечении долгого времени достигает наконец полного человеческого совершенства, завершая установленную для человеческой расы эволюцию. Такими завершившими человеческую эволюцию и являются Махатмы, давшие в нашем веке Учение Жизни.

Идея бессмертия человека проходит красной нитью через все религии и подавляющее большинство философских систем, начиная с самых древних (египетской, китайской, индийской). Сансара (перевоплощение) и Карма (воздаяние) – основные концепции индийской философии и великих религий Востока – индуизма (471 млн. верующих) и буддизма (265 млн.). Все они считают человека бессмертным духом, воплощающимся периодически в смертное тело столько раз, сколько нужно для завершения человеческой эволюции

 

В утверждении человека бессмертным нет ничего ни антисоветского, ни антикоммунистического, и называть такое мировоззрение идеализмом и мистикой нет никакого основания. Понятия тела, души и духа употребляются и наукой и атеизмом с той лишь разницей, что атеизм считает дух смертным. Не входя в спор – является он бессмертным или лет, мы принимаем бессмертие духа как рабочую гипотезу, ибо эта система более логично и просто объясняет эволюцию человека и человечества.

 

ЭЛЕМЕНТЫ ПСИХИКИ

Восточное мировоззрение, считающее человека бессмертным существом, различает бессмертную часть его – дух и смертную – душу. Для каждого нового воплощения, для каждой новой жизни дух строит новую душу. А местожительство, оболочку для души и духа – тело – предоставляют родители. Так дух строит душу, а родители – тело. И если родители дают человеку только тело, то наследственности и подлежит только оно. Характер духа от родителей не наследуется – он приносится духом свой собственный, сформированный в прошлых воплощения.

Дух – бессмертный, вечный – в сущности и есть истинный "Чело-век", что значит чело, веками проходящее. Дух – это хозяин, властелин всех прочих элементов психики, которые, являются его орудием, инструментом. Дух троичен, его составляют: воля духовное бытие; любовь – сердце, чувствознание (интуиция), сверхсознательность, носитель высоких духовных эмоций; мудрость – разум высший, сознание высшее, ум философский, его продукция – мысли абстрактные.

Душа двоична, ее составляют: ментал – интеллект, рассудок, ум низший (житейский), сознание низшее, его продукция – мысли конкретнее; астрал – инстинкт, подсознание, это область чувств, желаний, страстей низших эмоций. Душа – житель сего воплощения, она не знает о вечном. Она хочет благополучия только для себя и именно в этой жизни она заботится только о личном, она откровенно эгоистична.

Дух, будучи вечным, смотрит дальше и выше, шире и глубже. Он заботится не о себе, он живет единством человечества, природы и Космоса. Он – носитель общественных стремлений, носитель коллективизма. Так, можно сказать, что в человеке существуют как бы два "я": "Я" высшее, человеческое – дух, и "я" низшее, подчеловеческое – душа; и можно установить два голоса, которые звучат в человеке, а именно: Голос духа – голос мудрости, любви, воли, голос общественный, голос служения, ибо стремления Высшего Я – общественные, альтруистические, стремления служить народу, родине, обществу, человечеству, природе: голос души – голос чувств, желаний, страстей, голос личный, голос эгоизма, ибо стремления низшего я – личные, эгоистические: брать, заставить других служить себе; ментал думает много о себе, мыслит себя горделиво обособленным, астрал желает сердиться, ревновать, завидовать, любить удовольствия и наслаждения.

Часто бывает, что голос духа – настоящего "я" человека – заглушается голосом души – эгоистичной, своекорыстной. Если дух не силен, астрал легко поддается ее желаниям. В таком случае в психике человека душа захватывает власть и дух оказывается в рабстве у нее.

 

"Нет рабства более позорного, чем рабство духа" (Сенека). Это ненормальное состояние приносит большой ущерб и духу, и телу.

 

 

ДИСЦИПЛИНА ДУХА

Что же делать, когда в человеке вместо стройной системы, четкой организации иерархических соподчиненных элементов психики бытует хаос захвата власти низшими элементами? Простой здравый смысл подскажет: надо восстановить эту стройность, этот естественный, порядок, эту гармонию психики! Надо произвести революцию: свергнуть власть захватчиков (астрала и ментала души) и восстановить диктатуру духа – достичь такого состояния, которое Учение Жизни называет дисциплиной духа. Восстановить мощь духа, возродить присущую ему духовную энергию.

Сказать это легко, но совершить такую революцию очень трудно. Восстановление нормального здорового состояния психики требует упорной работы над собой, длительного процесса духовного самосовершенствования. Об этом и будет обстоятельный разговор. Но, прежде чем перейти к описанию этой сложной работы, необходимо рассмотреть некоторые общепринятые выражения и уточнить их понимание и значение.

Слова Сухомлинского "человек – это, прежде всего, сила духа, умение приказывать себе, заставлять себя" следует расшифровать и уточнить: это умение духа приказывать своей душе, заставляя душу, ибо "сам" – это дух, а не душа. Чтобы можно было "заставлять", "повелевать", необходимо четко разграничить, кто именно в человеке должен и может это делать, кто повелитель, а кто подчиненные.

Как правильно понимать выражение "усилие над собой"? Это дух совершает "насилие" над душой, "пересиливает" ее, проявляя свою диктатуру. "Победа над собой" – выражение совершенно неправильное: не себя над собой (ведь это бессмыслица), а себя, т. е. духа, над желанием, страстью, помыслом души. Ясно различая истинное "Я" от долженствующих подчиниться.

И не "борьба человека с самим собой" (какой абсурд!), а борьба "Я" человека, духа, с элементами души, которые должны быть его подчиненными, но вследствие некоторой усыпленности духа – восставшими и возымевшими власть и силу.

Поэтому не "самопреодоление", а восстановление нарушенного порядка, возвращение власти законному повелителю, настоящему "Я" человека – духу, восстановление его диктатуры; преодоление вредных интересов и желаний души ради интересов духа, которые являются неизмеримо более важными для самого человека.

Также не "самоограничение", а ограничение захвативших власть и нежелающих повиноваться элементов души – ментала и астрала. Не "самоотказ", а отказ исполнять их капризы и необоснованные претензии.

 

Сознание собственной моральной силы, власти над своей душой, над ее склонностями доставляет человеку-духу высокое удовлетворение, высокую радость исполнения долга. А независимость и свобода духа человека – основа эволюции и творчества его. Поэтому достичь духовного равновесия, восстановить дисциплину дух – над этим стоит поработать.

 

2. Совершенствование психики

 

РАЗВИТИЕ ОГНЕННОСТИ

Выше было сказано: чтобы Космический Огонь не был опасен, надо принять его сознательно, надо стать родственным ему – надо самому стать огненным. Учение Жизни говорит далее, что стать огненным – это значит развить огненную энергию человека. А это и есть та самая мощь духа, о которой только что была речь – эта мощь является огненной энергией, ибо дух человека есть частица Космического Огня.

Эта огненная энергия нашего духа играет самую главную роль в вопросе иммунитета. Человек, утерявший иммунитет, утратит и запас огненной энергии. Ее отсутствие в организме ведет к целому ряду тяжких заболеваний. Никакие витамины, никакие вспрыскивания и прививки не спасут того, у кого иссякла духовная энергия. Но когда имеется хороший запас огненной энергии, тогда никакая зараза не страшна. Духовная энергия заменяет прививки и дает иммунитет от всех заболеваний. Огненность сама является огненным иммунитетом, т.к. сжигает всех вредителей. Когда человек высок духом, он на своем внутреннем огне может обезвредить самые вредоносные вещества: мощно выделяемая им огненная энергия все очищает и претворяет. Поэтому, принимая во внимание появление новых огненных эпидемий, развитие и накопление огненной энергии будет подлинной профилактикой человечества.

Каким образом можно развивать и накапливать огненную энергию? Это дело не технического, а нравственного порядка. Никакими механическими упражнениями, никакими положениями тела эта энергия не достигается. Поэтому следует предостеречь от Хатха Йоги, популярной сейчас на Западе и отчасти у нас. Практика этой системы физических и дыхательных упражнений (добиваясь особых "йогических" сил) почти всегда дает противоположные результаты – нарушает деятельность нервной системы и повреждает психику. Механические упражнения Хатха Йоги вызывают, прежде всего, потерю нервного равновесия и могут привести к идиотизму и сумасшествию.

Огненная энергия развивается и накапливается только моральным взаимосовершенствованием психики человека. А психика – это совокупность моральных качеств человека, которые проявляются в его мыслях, словах и действиях. Как известно, эти качества психики двойные: хорошие, благие – положительные, и плохие, дурные – отрицательные. Положительные качества психики – это свойства духа, зародыши которых заложены в нем планом эволюции человечества; эти зародыши следует раскрыть и развивать их до предела – до полного совершенствования. Такова цель жизней каждого человека. Развитием этих положительных качеств – качеств духа увеличивается огненная мощь духа, наращивается огненная энергия, приобретается огненность.

 

Отрицательные качества психики – это качества не духа, а души. Они являются прямым следствием неразвитости положительных качеств духа. Как тьма означает отсутствие света, а холод – недостаток тепла, так отрицательное качество души страх – это отсутствие положительности – недостаток положительного качества самообладания и т. д. Отсутствие (или недостаток) определенных положительных качеств духа вызывает соответствующие отрицательные качества души, которые, таким образом, являются как бы ее болезнями, язвами. От такого ненормального состояния психики (рабство духа!) страдает и дух, и душа, и тело. Единственное спасение – восстановить примат духа, его мощь, развивая огненную энергию духа.

 

РАБОТА НАД СОБОЙ

Таким образом, вопрос – как стать огненным, как развивать огненную энергию – сводится к работе над своей психикой: к развитию положительных качеств духа (ибо они возжигают огни) искоренению отрицательных качеств души (которые эти огни гасят). Этой работой достигается:

1) огненное очищение души – изгнание всякого зла из нее, искоренение всех пороков и страстей, а также дисциплинирование души, превращение ее в послушное орудие;

2) раскрытие и развитие духа ращение всякого добра в себе, раскрытие заложенных в зерно духа благих начал зародышей), превращение их в положительные моральные качества характера и развитие их до полной мощи.

Практически в работе над собой в центре внимания будет развитие духа – очищение души явится само собой как следствие: каждое развиваемое положительное качество духа уничтожает соответствующее ему отрицательное качество души – ведь оно только негатив, только отсутствие положительного!

Подходя вплотную к делу, необходимо сделать небольшое отступление – поговорить о побуждениях, ибо они имеют важное значение для успешной работы. Как уже упоминалось, первое побуждение – "медицинское": ради своего здоровья, ради восстановления, сохранения и усиления иммунитета. Второе можно назвать "требованием эпохи": чтобы ассимилировать Космический Огонь и так выжить, на смене эпох надо стать огненным. Не кажутся ли эти мотивы личными, эгоистичными?

Учение Жизни, опираясь на Космический Закон человеческой эволюции, указывает, что если человек собирается совершенствовать себя только ради своих личных, эгоистических целей, у него ничего не получится, никаких огней он не достигнет. Ибо главным условием духовного продвижения являются устремление и готовность к служению Общему Благу. Когда такое устремление утвердится, станет второй натурой – тогда будет оправдано и обосновано самосовершенствование, саморазвитие. Только тогда достижение огненной энергии будет несомненным.

Какая форма служения Общему Благу является сейчас наиболее конкретной, актуальной, эффективной? Учение Жизни указывает: "Идея Общего Блага является первым признаком расширения сознания". А расширение сознания – первое условие развития огненности.

 

Какие именно положительные качества духа необходимо развивать в процессе работы над своей психикой? Первым делом ознакомимся с ними, а затем рассмотрим и отрицательные качества, считая их болезнями души, которые необходимо излечивать.

 

КАЧЕСТВА ДУХА

Положительные качества духа разбиты на пять групп. Качества служения, ввиду их значимости для результатов работы, выделены в особую группу. Затем идут три группы качества трех аспектов духа – сердца (или любви), воли и мудрости. Наконец, группа качеств идейно-политических. Характеристики каждого отдельного качества (всего их 33) приведены в конце работы.

1. Семь качеств служения: чувство долга; качества готовности – к служению, к труду, к помощи, к борьбе со злом, к подвигу; самоотверженность. Это качества человека, который хочет быть полезный обществу, человечеству. Служить «людям с максимальной пользой, нести счастье как можно большему числу людей, способствовать прогрессу человечества – в этом великое счастье идущего сознательно путем эволюции.

2. Шесть качеств сердца: терпимость; вежливость-благодарность-уважение; бережность; доверие; дружба-братство; дружелюбие-любовь. Это качества того аспекта духа, который условно называется сердцем или способностью любить. Они также определяют отношения человека к другим. Учение Жизни говорит: "Ступень эволюции, в которой главную роль выполнял человеческий мозг, закончена. Дальнейший прогресс зависит не от мозга, а от сердца. Мозг – прошлое, сердце – будущее. Пришло время сердца. Не освобождая мозг от труда, надо признать сердце водителем жизни. Значение сердца в том, что оно – средоточие огненной энергии. Развитие сердца – наиглавнейшая задача в нашей эре".

3. Шесть качеств воли: терпение; самообладание; собранность; устремленность; мужество; стойкость. Это качества того аспекта духа, который условно называется волей. Учение Жизни говорит: "Заповедуется непоколебимость и твердость духа. Только при наличии такой твердости можно строить. Твердость не есть жесткость или что-то противоположное мягкости. Это скорее сила крепости. Она выражается в несокрушимой воле, идущей навстречу раскрытию духовной жизни".

4. Семь качеств мудрости: простота; скромность; внимательность и наблюдательность; чуткость к красоте; чувство соизмеримости; вмещение и синтез; торжественность; радость. Это качества того аспекта духа, который условно назван мудростью. Учение Жизни говорит: "В вопросе развития огненной энергии много зависит от сознания. Можно лишь светлым сознанием управлять этой энергией. Чем выше сознание, тем высшего качества будет огненная энергия. Потому, кто хочет приобщиться к этой высшей мощи огня, должен позаботиться об улучшении и повышении своего сознания. Расширение сознания приведет к Мудрости. Мудрость живет в глубинах духа. И пробудить ее в себе может только сам человек. Мудрость есть глубокое проникновение сердца в мировую сокровищницу и познание скрытых причин всего".

Чтобы человек мог с максимальной пользой служить обществу, необходима цельность его психики, ибо только цельный человек – идейный и сознательный, убежденный и принципиальный – имеет мощь огненности. Для создания такой цельности необходимы качества идейно-политические, другими словами, общественно-гражданские.

 

Следует сказать, что здесь приведены не все положительные качества духа – их имеется гораздо больше. Указаны только самые главные, имеющие значение в наше переломное время. При необходимости каждый может этот перечень дополнить и другими качествами.

 

БОЛЕЗНИ ДУШИ

Какие качества больной души следует искоренять? Ниже дается обзор этих качеств, называемых отрицательными. О них надо знать, ибо часто человек не замечает их в себе, поэтому следует внимательно ознакомиться с ними, чтобы знать, с чем бороться. Ведь все они – самые главные разрушители иммунитета!

Язвы души разбиты на пять групп. Две первых самовозвеличение и себеслужение – последствия главного врага духа – эгоизма. Остальные – безволие, бессердечность, безыдейность – последствия чрезвычайной слабости и неразвитости соответствующих трех аспектов духа воли, сердца и мудрости.

1. Самовозвеличение: эгоизм, индивидуализм (себялюбие, осознание себя в качестве высшей ценности, предпочтение своих личных интересов интересам других, общественным интересам, пренебрежение ими). Самомнение, гордость, зазнайство (преувеличенно высокое мнение о самом себе). Тщеславие, честолюбие (жажда известности, славы, почестей, стремление почетному положению). Надменность, высокомерие, чванство, важничанье (неуважительно-презрительное отношение к другим людям).

2. Себеслужение: если у человека не развиты качества служения общему благу, то он неизбежно будет стремиться служить самому себе, своей личности – так возникает себеслужение: корыстолюбие, стяжательство, карьеризм, собственничество (стремление к личной материальной выгоде, наживе, к личному благополучию и обогащению; погоня за карьерой, продвижению по службе в личных интересах, стремление больше иметь, поглощение собственническими интересами, вещизм). Тяга к роскоши (излишествам в комфорте и удовольствиях), к расточительности (безрассудной трате средств) или к скупости (чрезвычайной, до жадности бережливости избегающей расходов). Тяга к потребительству и утилитаризму (узкий практицизм, стремление извлекать из всего непосредственную материальную выгоду. Иждивенчество, тунеядство (стремление во всем рассчитывать на помощь других, жить на чужой счет, чужим трудом, паразитический образ жизни).

3. Безволие: если не развиты качества воли, "волевые качества", возникает болезнь души – безволие: лень, инертность, пассивность (отсутствие желания действовать, работать; любовь к безделию, безынициативность, безучастность, безразличие к окружающему миру). Косность (тяготение к привычному, невосприимчивости к новому, отсталость). Удовлетворенность и довольство (чувство удовольствия, испытываемое тем, чьи желания и потребности удовлетворены). Трусость, страх, малодушие (робость, боязливость). Уныние (безнадежная печаль, гнетущая скука). Отчаяние (состояние крайней безнадежности). Пессимизм (мрачное мировоззрение, согласно которому в мире преобладает зло, человек обречен на страдания, будущее не обещает ему ничего хорошего, и он склонен во всем видеть унылое, дурное, неприятное). Волнение (сильная тревога, душевное беспокойство), раздражение (состояние нервного возбуждения, озлобления, досады, недовольства) и гнев (чувство сильного возмущения, негодование) – последние три выражения безволия являются самыми вредными, ибо они расстраивают нервную систему, ведут ко многим заболеваниям и сильнее всех разрушают иммунитет.

4. Бессердечие: если не развиты качества сердца, то душа заболевает тяжелыми болезнями бессердечия: неправдивость, лживость (склонность к неправде, обману, намеренному искажению истины). Притворство, лицемерие, фарисейство, ханжество (поведение, прикрывающее неискренность, злонамеренность притворным чистосердечием, добродетельностью). Недоверие, подозрительность (сомнение в правдивости и законности, справедливости и честности поступков, слов, намерений других людей). Ревность (мучительное сомнение в чьей-то верности в любви). Зависть (чувство досады, вызванное благополучием, успехом других). Умаление (принижение в значении, унижение достоинства человека). Насмешка, глумление, издевательство (обидные шутки, злое высмеивание, оскорбление). Осуждение (выражение неодобрения, порицание, признание дурным). Клевета (порочащая кого-нибудь ложь). Нетерпимость, фанатизм, изуверство (пренебрежение чужим мнением, слепая приверженность какой-нибудь идее, предубежденное отношение к иным учениям, преследование инакомыслящих, сопровождаемое обычно жестокостью). Обидчивость (склонность легко чувствовать обиду). Мстительность (склонность к мести). Грубость (неделикатность, неучтивость, недостаток культуры, дерзость в обращении). Жестокость (крайняя суровость, безжалостность, беспощадность). Злоба, ненависть (чувство гневного раздражения, недоброжелательности, сильной вражды и отвращения). Вероломство, измена, предательство (коварство, действие путем обмана, нарушение верности, переход на сторону врага).

 

5. Безыдейность – отсутствие передовой идеи, идейности, беспринципности: равнодушие, обыденность, аполитичность (безразличие, безучастие, отсутствие общественных интересов, заурядность, косность, безразличие к вопросам политики, уклонение от участия в общественно-политической жизни). Мещанство (мелочность интересов, узость кругозора, бездуховность). Пошлость (вульгарность, низменность мотивов", самодовольная посредственность, безвкусие). Скептицизм (критически-недоверчивое отношение, крайнее сомнение). Критиканство (склонность все огульно критиковать, во всем видеть только недостатки). Нигилизм (полное отрицание всего, полный скептицизм). Предубеждение, тенденциозность (односторонность мысли, пристрастность, необъективность). Догматизм (некритическое мышление, опирающееся на догмы, т. е. положения, принимаемые на веру за непреложные истины, неизменные при всех обстоятельствах). Цинизм (наглое, бесстыдное поведение, проникнутое пренебрежением к нормам общественной морали, нравственности). Космополитизм (безразлично-нигилистическое отношению к своему народу и своей стране). Национализм (исключительность, превосходство, возвеличивание своей национальности в ущерб остальным, неприязнь к другим народностям). Шовинизм (крайний национализм, проповедующий расовую исключительность и разжигающий национальную вражду и ненависть). Расизм (уверенность в неравноценности рас, в разделении их на "высшие, полноценные" и "низшие, неполноценные".

 

3. Методика работы над собой

 

"Употребите все ваши силы, все дни вашей жизни на создание идеального человека и вы создадите его из самих себя".  Максим Горький

 

С ЧЕГО НАЧАТЬ?

Прежде, чем приступить к трудной и напряженной работе над собой – развитию положительных качеств духа, следует отделаться от тех вредных привычек, от которых можно отказаться сразу, одним решением воли. Имеются ввиду те мнимые потребности, отрицательные привычки, в которых человек совершенно не нуждается и которые являются только вредной "блажью", "баловством". К этой категории, первым делом, относятся: курение табака (наркомания никотина), потребление спиртных напитков (наркомания алкоголя, пьянство), переедание (обжорство, "чревоугодие"), половая распущенность (разврат, "блуд"), привычка употребления скверных, непристойных слов (сквернословие), бесполезная трата времени "болельщиком" на стадионе или просиживание в пивной или кафе в пустой болтовне и т.п.

 

От всех этих вредных привычек, которые, между прочим, сильно разрушают иммунитет, необходимо отказаться сразу, не откладывая ни на минуту. Такой решительный, не допускающий промедления приказ духа, такое мощное применение твердой воли будет гарантией того, что длительная упорная работа самосовершенствования будет на самом деле успешной. А если такого желания, такого хотения покончить сразу со всеми пороками не найдется (ибо отговорки или самооправдания "не могу", "не под силу" будут наивно детскими), то, не преодолев этого первого, относительно легкого барьера, не стоит и начинать работу над собой – ничего не получится.

 

ОЧЕРЁДНОСТЬ КАЧЕСТВ

Как план очередности приобретения и развития качеств духа может быть принят данный выше перечень положительных качеств характера. Но этот перечень не отражает той субъективной специфики, которая у каждого будет иной. Поэтому лучше составить свой собственный план. Для этого надо внимательно прочесть перечень отрицательных качеств души и глубоко подумать над каждым из них – не имеются ли они во мне? Учитывая при этом, что некоторые отрицательные качества имеют многочисленные формы выражения. Так, например, отсутствие страха перед одним явлением не значит, что его не может быть перед каким-либо другим. Эгоизм тоже проявляется во множестве разнообразных форм.

Надо самокритически углубиться в себя, в извилины своей души. Вспомнить собственные поступки, в которых выражались эти качества, также и побуждения, руководившие ими. Надо посмотреть на себя со стороны, мысленно став на позицию других людей – что думают или могут думать обо мне члены семьи, родственники, знакомые, друзья, враги. В процессе самоанализа нельзя допускать недооценки и умаления или, наоборот, переоценки и преувеличения своих отрицательных качеств, ибо это может привести к ошибочному выводу: или все хорошо и поэтому нет никакой надобности работать над собой, или же, наоборот, счесть себя преувеличенно плохим и работу над собой безнадежной.

На основании проделанного самоанализа составляется перечень имеющихся налицо отрицательных качеств, на первое место ставя самые крупные и кончая самыми незначительными. Имея ввиду, что в нашем перечне даны не все отрицательные качества, а только основные, в случае необходимости свой перечень может быть пополнен и другими, "своими" отрицательными качествами. Затем против каждого отрицательного качества души проставляется противоположное ему качество духа, взятое из нашего перечня этих качеств. Это и будет планом очередности развития необходимых нам положительных качеств характера.

Устанавливая план очередности, следует принять во внимание указание Учения Жизни: "Нельзя здесь придерживаться одной системы и последовательности. Приобретать полезные качества надо в последовательности влечения. Кто сердечно почувствует влечение к восполнению терпения, пусть выполняет эту задачу. Кто устремляется к развитию мужества, пусть наслаивает этот опыт. Нельзя запретить желающему думать о сострадании или самовыражаться в сотрудничестве. Настаивается на естественном преображении жизни, иначе уклонение от существа устремления нарушит основы".

О требование синтеза развития всех качеств пишет Целикова: "Переход к Новой Эпохе предполагает гармоническое развитие всех положительных качеств в их целостности. Нравственное богатство личности определяется развитием не одной какой-либо добродетели или нескольких из них, а всей совокупностью положительных моральных качеств".

О том же говорит и Учение Жизни: "Развитие лишь одного качества не дает общего следствия. Если кто-то постарается не сквернословить, другой не раздражаться, третий не бояться, то такие полезные подробности будут все-таки, отдельными рычагами: не поднимает каждый всю тяжесть. Если одно качество разовьется прекрасно, а другие будут отставать, то получится диссонанс разрушительный.

 

Также мало того, чтобы владеть лишь некоторыми качествами – нужно познать их полное сочетание. Только радуга синтеза дает продвижение. Для долгого пути соберем возможно больше качеств: пусть каждое из них будет в лучшей степени! Путь не краток, и каждый запас будет полезен. Кто дерзнет утверждать, что то или иное качество ему не пригодится? Именно случается, что самое пренебреженное будет спешно нужно. Так поймем все качества, потребные для того, чтобы стать огненным!".

 

УСКОРЕННЫЙ ПУТЬ

Выше было сказано, что положительные качества психики – это свойства духа, зародыши которых заложены в нем планом эволюции человечества; эти зародыши следует раскрыть и затем развивать их до предела – до полного совершенства. Как же эти зародыши качеств духа развиваются и вырастают во "взрослые" качества? Существуют два пути этого роста: обычный медленный и ускоренный.

Первый путь – это пассивный, когда человека развивают только удары жизни, когда его учителем является только его карма. Это путь очень медленный, в каждой своей жизни человек продвигается вперед очень мало, и требуется множество жизней, чтобы он заметно продвинулся. Сколько горького опыта, сколько страданий требуется, чтобы человек понял пользу того или иного качества и начал сознательно применять его!

В конце концов, человек начинает понимать, что все положительные качества, заложенные в зерно духа, раньше или позже должны быть развиты до полной мощности, как это намечено планом эволюции, и что обойти это требование эволюции нет никакой возможности; и что чем скорее это будет выполнено, тем скорее человек закончит свою эволюцию и станет на высшую ступень космической жизни. Так человек начинает идти путем активным, когда он сознательно развивает то или иное качество духа, поняв его пользу и непреложность. Идя этим ускоренным путем, человек в своей эволюции продвигается много быстрее, минуя страдания горького опыта. И если медленный, путь в прошлом был преобладающим (лишь немногие шли ускоренным), то в Новой Эпохе сами условия жизни заставляют жить сознательной активной жизнью.

Ускоренный путь развития качества духа выражается в сознательной работе над собой, в стремлении достичь проявления в своей жизни, в своих поступках определенных качеств – может быть даже согласно установленному плану очередности. Эта работа начинается от мысли – от углубленной работы мышления, от глубокого сознания развиваемого качества. Такая сознательная работа мысли называется медитацией. Цель этой работы – понять и познать положительные качества, затем знание о них "переплавить" в твердые убеждения как источник, мотив деятельности; потом идет работа по достижению единства мысли и дела, материализации мысли в поступках – сплав убеждений и действий.

 

Такая работа развития качеств духа проводится ежедневно, в течение всего трудового дня, который разбивается на три этапа: 1) утром, начиная день – медитация, углубленное размышление над намеченными к развитию качествами духа, разработка проекта соответствующего поведения; эту работу можно назвать психозарядкой; 2) в течение дня – реализация цели, установленной утром, соблюдение намеченного образа жизни в связи с развиваемыми качествами – достижение единства мысли и дела; необходимое памятование о развиваемых качествах, а также самонаблюдение и самоконтроль; 3) вечером – кончая день – самоотчет, самооценка дневного труда, выводы для дальнейшей работы, занесение заметок в дневник. Рассмотрим эти этапы более подробно.

 

УТРЕННЯЯ МЕДИТАЦИЯ

Наиболее эффективным способом развития какого-либо качества духа является систематическая медитация. Лучшее время для размышлений – самое раннее утро: чем раньше, тем лучше. Надо приучиться вставать раньше на один час – если будет принято решение посвящать медитации один час, что и рекомендуется.

Медитация – это процесс углубленного размышления, проводимого в условиях как можно большей изоляции от внешних помех. На все время усиленной работы мысли надо остаться одному, порвав все связи с внешним миром. Желательна по возможности полная тишина. Если такая полная изоляция невозможна, надо научится не обращать внимания на свидетельства органов восприятия. Принять твердое решение, что во время работы все, что может случиться во внешнем мире, нисколько тебя не касается, и что ты на все это не будешь обращать никакого внимания.

Для сосредоточения надо научиться сидеть неподвижно, совсем спокойно; прямо, с закрытыми глазами, с лежащими на коленях руками, держа голову прямо, но без напряжения. Для успешного мышления ум должен быть спокоен, поэтому надо исключить все, что может волновать, ослаблять и отравлять его. Надо освободиться от малейшего следа гнева и раздражения, беспокойства и нерешительности, тревоги и уныния, страха и отчаяния. На время медитации надо погасить все чувства, желания, страсти – надо утихомирить голос души. Не допускать никаких мелких, обиходных, тем более злых мыслей. Необходима изоляция от всего личного, мешающего мыслить.

Теперь обратимся к самой медитации. Ее тема определенное качество духа. В процессе медитации надо постараться распознать, что представляет собой это качество. Медитация состоит из трех составных частей: познания умом, прочувствования сердцем и решимости воли. Так к работе привлекаются все три аспекта духа – воля, сердце и разум.

Для познания разумом надо прочесть все, что связано с данным качеством в последней главе – прочесть внимательно, сосредоточенно, до полного понимания, не менее двух-трех раз. Затем постараться вспомнить известные тебе положительные и отрицательные случаи выражения этого качества в жизни – своей личной, других людей, героев художественной литературы, знаменитостей. Обдумать эти случаи со всех сторон, до полного уяснения. С чем придется иметь дело, чего именно достигать.

Для прочувствования сердцем надо постараться как можно ярче вообразить, что желаемое качество тобою уже развито и ты свободно пользуешься им, что ты уже свободен от всех противоположных вредных привычек; вообразить, как наличие этого качества повлияет на твою повседневную жизнь; ярко представить себе все преимущества такой жизни; вообразить ситуацию, когда будет необходимо применение этого качества: вызвать в своем сердце восхищение им; выработать убежденность в необходимости и актуальности этого качества.

Для решимости волей надо сделать крепкую волевую установку для непреложного внедрения данного качества в свою повседневную жизнь – в мысли, речи, действия, имея ввиду применение этого качества: как будешь делать то, что надо и тогда, когда надо; как будешь не делать того, чего не надо и когда не надо; все предвидеть и ко всему подготовиться – это значит обеспечить себе успех.

Так или похоже надо промедитировать над всеми качествами, намеченными в плане работы над собой. Цель такой медитации – внести соответственное настроение в свою жизнь в течение всего дня, чтобы оно проявилось в мыслях, речах и поступках. Это настроение, будучи поставлено волею в сердце, как аромат цветка, будет тебе сопутствовать весь день.

 

Заканчивая медитацию, надо запомнить формулу-мантру, приведенную в конце характеристики каждого качества. Еще лучше такую формулу придумать самому, но только соблюдая следующее условие: мантра должна быть четкой и простой, ясной и лаконичной, легко запоминающейся и утверждающей, т. е. не содержащей отрицаний. Данную здесь или самим созданную мантру надо повторять »в течение дня не реже чем каждые три часа – в 6, 9, 12, 15, 18, 21! Также надо повторять и все прошлые мантры, заученные ранее.

 

ДНЕВНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ

Для реализации в течение дня намеченных качеств духа – как сегодняшнего, так и тех, которые осваивались раньше, с самого начала работы над собой, надо не забывать о них все время. Это значит – думать об этих качествах в течение всего дня, во время всех занятий. Надо выработать в себе такое постоянное бодрствование. В этом помогает частое повторение мантр – сегодняшней и ранее усвоенных.

Чтобы достичь единства мысли и дела, чтобы принятые обязательства могли быть проводимы в жизнь, надо приучить себя к постоянному самоконтролю. Это значит – выработать в себе крепкую привычку весь день следить за собой, отдавая себе полный отчет в своей деятельности. Контролировать свои поступки, подмечая в себе малейшую соринку. Приучить себя к постоянному стремлению осмыслить и проанализировать свое поведение. Но не только это: необходим строгий самоконтроль своего внутреннего духовного мира. Надо внимательно наблюдать свое духовно-нравственное состояние, следить за своими побуждениями и мотивами, помыслами и эмоциями.

Только через сознание и поддержание соответствующего состояния лежит путь к приобретению нужных качеств духа, к формированию желаемого характера. Горбунов пишет: "Создавая у себя состояние внимания, можно стать внимательным, сохраняя оптимизм и бодрость в своем дне – стать жизнерадостным, находясь в волевом состоянии, преодолевая препятствия, – волевым, сохраняя спокойствие, уравновешенность, – достичь самообладания". Нужные качества выращиваются в каждодневности и в самых обычных делах и поступках. Именно в самых малых: большие не так уж часты. Не в героических ситуациях, а в повседневной жизни проверяется устойчивость всех качеств, которые мы стремимся приобрести. О такой проверке и испытаниях говорит Учение Жизни:

"Должно испытать все полезные качества. Недостаточно вообразить о мужестве, о терпимости, о преданности и обо всем, составляющем доспех подвига. Не годится в начальники тот, кто не испытал бесстрашия на деле. Каждый может вообразить себя храбрым, но в действии часто выходит обратное. Нужно противопоставить себя большему ужасу, чтобы удостовериться – не заполз ли страх? Когда говорю о росте благодаря препятствиям, имею в виду такие же испытания на действиях.

 

Мы видели нередко воображаемых героев, которые начинали дрожать перед первой опасностью. Также видели желавших быть терпимыми и свирепо раздражавшихся при первом возражении. Также знали преданных людей, которые убегали при первом нападении. Можно перечислить много случаев, когда воображаемых качеств не было. Также часто люди воображают себя великими тружениками, но при первой необходимости поставленного труда падают духом. Но также знаем многие подвиги, когда люди сознательно превозмогали физические невзгоды и делали из недостатков лучшие украшения. Такое воспитание воли есть уже подвиг".

 

ВЕЧЕРНИЙ САМООТЧЕТ

Перед отходом ко сну рассматриваются результаты трудового дня, как прошло исполнение задачи, поставленной утренней медитацией, насколько оно было успешным или недостаточным. Надо критически продумать все ситуации прожитого дня, все встречи, все решения все свое поведение, все чувства и помыслы. Сравнить их с эталоном, какой был поставлен утром: насколько все было проведено как надо, какие сделаны успехи в достижении поставленной цели, какие ошибки, просчеты и промахи в мыслях и чувствах, в словах и поведении. Пытливо и строго, смело и глубоко проанализировать себя, свою психику, увидеть ее в истинном свете. И не лгать себе, не позволять малейшего попустительства. Быть себе следователем и прокурором, но никак не защитником.

Если оценка получилась отрицательная – вынести себе осуждение, порицание, выговор (возможно, строгий). Приказать себе не допускать в дальнейшем повторения ошибок, плохой работы, инертности, лени. Приказ встряхнуться, начать работать серьезно. Наметить конкретные пути устранения ошибок, упорядочения работы.

Если надо, можно допустить самоутешение, но ни в коем случае не прощение, не извинение за плохую работу. Если оценка положительна – вынести одобрение, поощрение, одобрение принятого образа действия и поведения. Приказ поступать так и в дальнейшем, увеличивая усилия. Для укрепления веры в себя, для поощрения можно отмечать бодрящими формулами: молодец! Хорошо! Отлично! Так держать!

Результаты отчета, анализа, оценки, решения заносятся в дневник. С помощью дневника человек учится анализировать свои переживания, самые различные движения своей души, своего духа. Надо сделать! привычкой постоянно подвергать анализу наиболее важные свои поступки, свое поведение в щекотливых и затруднительных случаях. Тщательный анализ всех подобных факторов в дневнике – хорошая школа самовоспитания.

 

Самое пристальное внимание при заполнении дневника следует обратить на те поступки, которые сопровождаются самоосуждением. Следует научится честно признавать свои ошибки, что является важнейшим залогом их преодоления. Дневник дает возможность человеку обогащать свой жизненный опыт фиксацией переходящих чувств и мыслей – тех фактов нашей психической активности, которые со временем могут быть утрачены. Многие из переживаний и мыслей, даже исключительно ярких в момент их возникновения, с течением времени тускнеют и навсегда забываются. Будучи же зафиксированными на страницах дневника, они становятся крупицами того жизненного опыта, накопление которого и составляет суть процесса формирования характера человека, его духа. Свой дневник следует как можно чаще перечитывать.

 

ЦИКЛЫ РАБОТЫ

После подготовительного этапа внимательного изучения отрицательных качеств души, строгого самоанализа, составления плана очередности (что может быть проделано в течение двух недель) – работа развития качеств духа проводится в следующем порядке.

Для проработки одного качества отводится одна неделя. Это значит, что семь дней подряд совершается утренняя медитация, дневная реализация и вечерней самоотчет – все о том же одном качестве. В течение последующих недель каждую неделю прорабатывается все новое качество, не забывая и о предыдущих – путем повторения их формул-мантр вместе с новой мантрой: Таким образом все 33 качества будут проработаны в течение 33 недель (если только их перечень не был пополнен другими качествами), что с двумя неделями подготовки составит всего 35 недель. Так будет пройден первый цикл работы морального самовоспитания.

Затем повторяется все сначала: снова производится самоанализ, составляется очередность... Здесь следует предупредить о возможности неожиданного явления: в результате добросовестной самопроверки могут выявиться те же самые оценки, что и в первом цикле, даже и более низкие. Можно ли из этого «делать такой вывод, что вся тридцатипятинедельная работа не дала никаких результатов, а кое-что даже и ухудшилось? Нет! – Это только покажет, что параллельно с улучшением характера, повысились и нравственные требования к своему духу. Цель отодвинулась дальше, и эталон стал более совершенным! И работа над собой переходит на следующий, более высокий уровень.

Сколько бы ни жил человек, он может всегда еще и еще развиваться. Еще и еще раскрываются в нем новые и новые внутренние, силы, которых он не замечал в себе вчера и думал, что в нем их нет вовсе. Нет пределов развитию духа человека. Eго возможности безграничны. Человек-микрокосмос так же беспределен, как и макрокосмос. Так самосовершенствование в последующих жизнях будет продолжаться до тех пор, говорит Учение Жизни, пока человек не обратит на себя внимание одного из великих Учителей Мудрости и станет Его учеником. А затем в своем развитии он завершит путь человеческий – и сам станет Махатмой...

 

Завершая изложенные методики работы над собой, следует сказать, что эта методика не является единственной возможностью. Это скорее пример методики, программы-максимум, чем эталон. Каждый может создать свою собственную методику, какая ему покажется лучшей, более простой и более легкой, лишь бы она привела к той же цели – раскрытию в себе заложенных качеств духа и развитию их до совершенства.

 

4. Характеристики качеств духа (темы утренних медитаций)

 

I. Качество Служения Общему Благу.

1. Чувство долга. Учение Жизни говорит: "Приходя сюда на землю (то есть рождаясь на земле), мы принимаем на себя ответственность – совершенствовать себя и нашу планету. Наш долг – и в мыслях и в действиях распространять заботу о лучших земных условиях. Наш долг – деятельное и возможно совершенное выполнение задач земной жизни. Долг человека состоит в том, чтобы делать то дело, на которое он поставлен или выполнение которого он взял на себя добровольно. И делать его он должен не как-нибудь, а наилучшим образом. Как бы тяжка ни казалась человеку его каждодневная обязанность, он должен выполнять ее со всей доступной ему добросовестностью. Наилучшим выполнением своего очередного долга человека быстрейшим образом подвигается в своей эволюции. Мантра: "Верни, что должен" (Петроний).

2. Готовность к Служению. Отношение человека к жизни должно быть Служением человечеству. Великое понятие Служения есть решение задачи всей жизни. Великое Служение есть великая забота. В Великом Служении зажигается Радж-Агни – это Огонь, который очищает все окружающее пространство. Человек, чистый сердцем, является целителем и охранителем часто целой округи от всяких эпидемий и даже катастроф. Такой человек – живой проводник Огня, излучающий на мир Божественную Любовь, которая, наполняет его сердце. Нужно ясно вообразить непрестанное излучение сердца. Таким образом, самая великая польза, которую мы можем принести, состоит в том, чтобы путем расширения сознания, улучшения и обогащения мышления и раскрытия сердца усилить наши излучения и таким поднятием вибраций оздоровить воздействие на все окружающее. Лишь повышением вибраций или пробуждением духовности возможно разрядить отравленную атмосферу вокруг нашей планеты. Мантра: "Гори, свети и освещай!"

3. Готовность к труду. Учение Жизни говорит: "Нужно понять труд как естественное наполнение жизни". Без труда на Общее Благо жить нельзя. Трудиться должен каждый, не привязываясь к труду, не ища в нем результатов, за которые награждают. Труд необходим для пробуждения и развития огненной энергии. Постоянный, систематический или ритмический труд создает мощный иммунитет. Замечено, что самые занятые, люди наиболее долговечны при условии ритма в их труде. Для лучшего роста и накопления огненной энергии надо, чтобы труд был любимым и радостным. В каждый труд должна быть внесена полная сознательность – она является началом действия огненной энергии. Также стремление к улучшению качества каждого труд необходимо для большого нагнетения этой энергии. Коллективный согласованный труд необычайно усиливает огненную энергию; комплекс коллективной силы эту энергию удесятеряет. Мантра: "Трудись, твори Благо, чти Иерархию Света!"

4. Готовность к помощи. Страдание – сопереживание, сочувствие, вызываемое несчастьем, горем другого. Учение Жизни: "Не нужно смешивать желание с состраданием. Не принимайте сентиментальность, эту слезливую доброту, за суровое, мудрое явление сердечности". Сострадание не плачет, но помогает. Желание помочь должно быть воспитано. Будь готов всегда помочь там, где твоя помощь нужна. Помогите друг другу, помогайте в малом и великом. Мы обязаны помогать там, где сердце подскажет. Так, если требуемая от нас помощь не превышает наших возможностей, мы должны это сделать. При этом нужно помнить о соизмеримости и целесообразности и попутно учиться распознанию, ибо часто можно помочь незаслуживающему и отказать истинно нуждающемуся. Но когда встретите тигра, не думайте о помощи. Сердце – единственное мерило. Надо зажечь маяк огненного сердца. Пусть сердце источает потоки даров духа – ведь помощь в духе наивысшая. Мантра: "Сердце должно гореть помощью!"

5. Готовность к борьбе со злом. Учение Жизни считает злом все, что является противником прогресса, что преграждает движение к добру эволюции. Зло – это проявление хаоса. Волны хаоса могут проникать и в сознание человечества. Если мы не хотим, чтобы нас затопили волны зла, мы должны быть всегда готовы противостоять злу. Если мы хотим добра, будем готовы отразить зло. Надо воспитывать в себе непримиримость к злу и несправедливости, готовность бороться со злом. Долг сознательного человека – всегда быть на страже и по мере сил пресекать зло. Надо стремиться к погашению и пресечению зла, прежде всего, в себе самом и в своем окружении. Все темные углы должны быть освещены и сор вчерашнего дня выметен. Мрак должен быть удален. Мантра: "Хочешь добра – отрази зло".

6. Готовность к подвигу. Подвиг – героический, самоотверженный поступок. Герой – выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги. Подвижник – человек, героически принявший на себя тяжелый труд или лишения, муки ради достижения высшей цели. Учение Жизни: "Значение подвига надо воспитывать в себе и в других". Стремление к подвигу нужно. Жизнь обывателя кончилась – началась заря подвига. Надо понять подвиг в жизни каждого дня. Истинно, великий подвиг – работа по самосовершенствованию для благого "воздействия на окружающих в светлой готовности применить свои силы там, где явится возможность. Только отказавшиеся от личного и перенесшие в понятие эволюции могут называться подвижниками. Подвиги и героические деяния суть действия огненные – при этих напряжениях сознается наибольший огонь сердца. Самоотверженностью и подвигом накопляется огненная энергия. Мантра: "Подвиг в действенном служении миру!"

7. Самоотверженность – пожертвование своими личными интересами ради других, ради Общего Блага. Учение Жизни: "Немало людей мечтают об Общем Благе и даже готовы служить ему, поскольку это не нарушает их привычек и благоденствия. Но истинное служение Общему Благу требует жертвы и полного презрения ко всему личному – полного забвения "самости". Каждый в своем окружении может сделать столько полезного и самоотверженного. Будем самоотверженны. Самоотверженность есть самый мощный показатель подвига. Среди огней сердца – самый яркий пламень самопожертвования. Огонь мужества лишь часть пламени самопожертвования. Мантра: "Самоотверженность – преддверие к подвигу!"

II. Развитие сердца, ращение любви

8. Терпимость – это умение без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, характеру и т.п. Учение Жизни: "Терпимость – это признание за каждым человеком его свободы жить, думать и чувствовать так, как он хочет. Даже в шутку не следует умалять и осуждать друг друга. Из осуждения не родится усовершенствование. Надо иметь глаз добрый. Надо в удвоенное стекло смотреть на все доброе и в десять раз уменьшать явление несовершенства. Надо быть терпимым и не судить видимых несовершенных качеств человека. Мало развитых сознаний, потому следует беречь каждое достойное сознание даже при многих его недостатках. Надо принимать человека таким, каков он есть, всегда без всякой личной к нему требовательности. Но злое, враждебное действие и предательство не может быть терпимо. Чертополох в саду нетерпим.

9. Уважение – почтительное отношение, основанное на признании достоинств другого; благодарность – чувство признательности к другому за оказанное добро, внимание; вежливость – соблюдение правил приличия, учтивость. Учение жизни: "Твой путь – это путь такта и обаяния, высшей вежливости к тем, с кем ты встречаешься". И чтобы его достичь, тебе надо развить вежливость и спокойствие, сделать их своей неизменной привычкой. Твоя благодарность нужна не только твоему встречному, а только тебе. Эта сила сердца – главный двигатель к совершенству. Благодарность возвышает и очищает человека, и этим она привлекает новые энергии. Ценны эти огни! Огонь сердца каждого человека соприкасается с Космическим Огнем; сложна и тонка его конституция надо проявить высшее уважение к ней. Живой человек – для тебя самое важное в дне! Окружающие тебя и все то, чем ты с ними связан, должно быть тобою уважаемо. Мантра: "В каждом человеке есть огонь – уважай его!"

10. Бережность – осторожность, заботливость, внимательность. Учение Жизни: "Утонченность внутреннего аппарата человека требует особой бережности к нему". Каждое столкновение между людьми приносит вред астралу и отзывается на сердце. Во имя Огня не нужно оскорблять и ранить друг друга. Не все исправления производятся молотом. Требуются и осторожные касания. Нужно утончать каждое касание. Нужно показать самую нежную заботливость. Сколько сил будет сохранено от одной бережливости! Будем беречь друг друга, проявляя самую большую чуткость и отзывчивость к особенности каждого! Мантра: ''Будем беречь друг друга!"

11. Доверие – уверенность в добросовестности, искренности другого и основанном на этом отношении к нему. Учение Жизни: "Без доверия нет сотрудничества, оно лежит в основании строительства". На пути к братству запасемся доверием. При доверии понять каждый поступок сотрудника уже благотворно; если была надобность какого-то действия, значит оно было необходимо; могут быть братские действия, но нельзя произносить осуждение. Доверие возбуждает огненную энергию. Доверие пробуждает самые огненные, самые божественные задатки духа. Надо беречь огонь доверия. Мантра: "На пути к братству запасемся доверием!"

12. Братство – глубокая дружба, близость, родственность по духу, содружество; дружба – близость отношений, основанных на взаимном доверии, привязанности, общность интересов. Учение Жизни: "Дружба – как бы преддверие к братству. Друзей связывает устремленность к высшим идеалам жизни". Законы дружбы – полная солидарность с внутренним исканием друг друга, единство взаимной требовательности и верность принципам и идеалу. Измена принципам обрывает дружбу. О братстве ни чтение, ни разговоры не нужны, но проблески братских отношений. На путях к братству нужно будет и самоотвержение. Братство зарождается в глубине сознания – братья, будут чуять друг друга именно по сознанию, мышление их будет крепко спать. Если даже одиночная огненная энергия является профилактикой человеческого здоровья, то насколько же мощнее будет влияние объединенной энергии. Смысл братства заключается в объединении всеначальной энергии. Лишь в дружном общении можно получать плоды объединенной энергии. Мантра: "Все люди – братья!"

13. Любовь – чувство самоотверженной, сердечной привязанности; дружелюбие – дружеское расположение.

Учение Жизни: "Обратимся к дружелюбию как основе жизни". Утвердимся в том, что ко всем людям установим дружелюбные отношения. Никакое творческое достижение, никакое сотрудничество невозможны без дружелюбия. Нужно укрепить путь доброжелательности. Она как бы суть нашего бытия. Надо хранить в сердце мир и доброжелательство к каждому. Учитесь любить, привыкайте любить все Прекрасное! Торопитесь научится любить и ценить друг друга! Но ничто не требует такого тонкого и бережного отношения, как любовь! Вся ваша жизнь должна быть одним уроком любви! Несите в мир любовь!

Из всех качеств Любовь есть самое важное, ибо если она достаточно сильна в человеке, то она заставит его приобрести и все остальные качества. Но и все остальные качества без нее недействительны. Мера понимания есть степень любви: можно выучить строки дословно и все же остаться мертвецом, если не согреется знание любовью.

"Любите друг друга" – эта заповедь дана мудро. Никто не может лучше любви гармонизировать огненную энергию. Духовная энергия возобновляется не физическим отдыхом, но чувством; а достойнейшее среди них Любовь, она зажигает огни сердца. Сердце не будет пламенеть без любви, не будет нерушимо и не будет самоотверженно. Так умеющий любить имеет сердце огненное. Для укрепления энергии нужен огненный порыв. Никакое рассуждение не даст того Огня, который возжигается искрою чувства любви. Так, без любви нет продвижения. Повторим слова Великого Учителя мира: "Любите друг, друга!" Мантра: "Любите друг друга!"

III. Развитие воли, самодисциплины

14. Терпение – безропотное и стойкое перенесение нежелательного, неприятного, боли, страдания. Учение Жизни: "Терпение есть сознательное напряжение и противостояние тьме". Процесс терпения есть напряженность. Необходимо обрести терпение, ибо без этого качества невозможно начать самосовершенствование. Кроме того, имея перед глазами героический пример неистощимого терпения Великих Учителей, неисчислимыми тысячелетиями трудящихся на благо и спасение человечества, легче становится переносить наши невзгоды и затруднения. Мантра: "Терпение – основа самосовершенствования".

15. Самообладание – способность владеть собой, выдержка и хладнокровие. Учитель Жизни: "Сколько неприятностей может быть избегнуто простейшим самоуправлением, к которому нужно привыкать". Начало самовоспитания – умение осознать волнение, овладевать им в его зачатке. Любое раздражение покрывается терпением. От раздражения больше всего обретает великодушие. Даже в минуты особого смятения нужно владеть собой, чтобы во всех обстоятельствах не терять внутренней силы спокойствия и свободы, уверенности и мира. Надо научится стать выше всех обстоятельств, какими бы они ни были. Ничто внешнее не должно касаться твоей сокровенной сути. Мантра: "Всегда владеть собой!"

16. Собранность – сосредоточенность, подтянутость; это готовность принять и перенести все. Постоянная готовность растет из привычной настороженности. Постоянную готовность, постоянную настороженность следует вырабатывать. Постоянность – непременное условие всех моральных качеств. Постоянность есть тоже качество Огня. Огонь должен гореть всегда. Нужно привыкнуть к явлению постоянного горения. Сейчас очень нужно духовное бодрствование. Даже в мелочах дня нужно помнить основание дома. Нужно знать каждый час самое нужное. Бдительность состоит из постоянного настороженного, неослабного и правильно направленного внимания. Пребывая собранным и бдительным, человек правильно контролирует себя. Мантра: "Огонь должен гореть всегда!"

17. Устремленность – тяготение, стремительное направление к чему-нибудь. Учение Жизни: "Главное заключается в постоянном напряжении". Путь напряжения есть путь стремления, иначе говоря, – путь жизни. Для духовного совершенствования надо напрячь все свои силы. Огненная энергия есть любовь и устремление; поэтому выработка в себе постоянного, ничем не сломимого устремления к совершенствованию и Свету во всех его проявлениях и будет нарастанием и развитием этой жизненной энергии. Надо приучать себя к устремлению. Нужно стать огненно устремленным. Огненное устремление является мощным нагнетанием этой огненной энергии. При духовном устремлении развивается мощный иммунитет. Мантра: "Устремленность – путь к огненности!"

18. Мужество – храбрость, присутствие духа в опасности; это готовность бестрепетно перенести всякие несчастия, боль, утраты; это глубокая собранность сердца, которая выдвигается как щит, о который ударяются всякие волны идущих вибраций. Мужество не отступает, оно наступает. Нужно понять неистребимость сущности нашей, нужно знать всю непреложность и вечность жизни, чтобы идти без страха. Нужно перебороть робость и получить вихрь спирали и в стержне вихря иметь мужество спокойствия. Без мужества нельзя строить. Надо увеличивать запас мужества. Ведь бесстрашие можно воспитать. Можно задавать себе задачи бесстрашия. Так можно упрочить мужество. Мантра: "Мужество готовность наступления".

19. Стойкость – непоколебимость и упорство. Надо развить стойкость, которая дает силу равнодушно переживать жизненные невзгоды и не поддаваться непрестанным заботам и тревогам, огорчениям и потерям; все это – последствия прошлых действий человека, их нельзя изменить, поэтому совершенно бесполезно печалиться о них. Когда они являются, следует переносить их с бодростью, помня, что всякое зло преходяще и что наш долг оставаться всегда радостными и светлыми. Каждый воин Света мужественно принимает ускоренную расплату по старым счетам. Надо научится спокойно принимать жизненные удары, понимая, что все они заслужены или послужат на пользу. Нужно радоваться каждому испытанию, надо быть полным высоких чувств бодрости, веры в свои силы и устремленности к Свету. Надо радоваться каждой трудности, как закалке клинка духа. Нужно полюбить все препятствия и борьбу – иначе как зажгутся внутренние огни? Мантра: "Полюбить все препятствия и борьбу!"

IV. Развитие разума, ращение мудрости

20. Простота в скромность. Простота – добродушие, простодушие, нецеремонность, бесхитростность и прямота. Скромность – сдержанность в обнаружении своих достоинств, заслуг; нехвастливость. Учение Жизни: "В обычной жизни дерзать не надо – будь проще". Не стремись выделиться чем-либо, оставайся скромным. Не желай блистать или казаться умным, не имей желания говорить. Только простота Огню свойственна. Мантра: "Простота и скромность – первые свойства духовной красоты!"

21. Внимательность, наблюдательность. Внимательность – сосредоточение мысли или энергии, слуха на чем-нибудь; наблюдательность – внимательность, умение хорошо наблюдать, подмечать. Учение Жизни: "Наблюдательность – одно из главных огненных качеств. Чтобы мочь осознать огненную энергию, – нужно научиться внимательности, нужно обострить внимание; надо научиться замечать малейшие перемены, ибо от них зависит вибрация целого". Кто может приучить внимание к наблюдению за малейшим, тот поймет и больше. Нужно уметь держать глаза открытыми. Видит тот, кто хочет видеть. Но нужно напрягать зрение, иначе говоря, вложить мысль в глаза. Мантра: "Внимательность и наблюдательность – это значит вложить мысль в глаза".

22. Чуткость к красоте. Достоевский сказал: "Красота спасет мир". Учение Жизни говорит, что правильнее сказать – "Сознание красоты спасет мир". Не может смущаться идущий сознанием красоты. Можно научится чуять себя вне пошлой обыденности и приобщиться духом к явленному миру красоты. Можно привыкнуть пользоваться искусством как конденсацией сил. Нужно научится пользоваться эманациями творчества. Надо развивать восприятие музыки. Нужно избирать хорошую музыку, она собирает наши чувства. Ритм есть породитель сотрудничества. Ритм зажигает общие огни. Стремление к, красоте и восхищение Прекрасным мощно воздействует на накопление огненной энергии. Мантра: "Сознание красоты спасет!"

Чувство соизмеримости – умение отличать великое и важное от малого и ничтожного. Оно куется на том же огне сердца. Напрягись понять, где оно большое! Там, где дело касается правды и неправды, будь тверд как скала, на уступай всегда другим во всем, что не имеет значения. Нужно направить мысли на самое главное и отставить все мелкие действия. Теперь, когда подошли к решающим событиям, нет времени заниматься мелкими явлениями. Не заслонимся облаком пыли, когда нужно иметь чистую даль. Все должно быть в меру. И эта мера есть самое трудное, чего человек должен добиваться, т.к. тут нужно и понимание и распознавание, и такт. Мантра: "Соизмеримость ведет к мудрости!"

Вмещение и синтез. Н. К. Рерих дал такое определение культурного человека: "Невежественный человек сначала должен стать цивилизованным, потом образованным; став образованным, он делается интеллигентным, затем следует утонченность и сознание синтеза, которое завершается принятием понятия Культуры". Для синтеза следует иметь хотя бы понятие о всех областях знания и искусства. Малоразвитый ум всегда спотыкается о кажущиеся противоречия. Необходимо научится вмещать противоположения. Вмещение антитез необходимо, ибо жизнь соткана из них… Все эти противоречия должны уравновеситься в сознании. Мантра: "Вмещение и синтез – основа Культуры!"

25. Торжественность – важность, величавость, серьезность. Учение Жизни говорит: "Поймите время нельзя являть обычный лик, когда горы сотрясаются". Ведь свершается Карма многих стран, и мы свидетели грозного часа. Торжественность подобает такому времени. Посреди будущих токов скала нерушимой торжественности стоит незыблемо. Надо приучать себя к торжественному настроению. Каждая торжественность есть уже приобщение к Огню, Пусть каждое напоминание об Огне служит насыщению торжественностью. Прекрасное чувство торжественности преображает жизнь и делает героев. Мантра: "Торжественность приближает к Огню!"

26. Радость – веселое чувство, ощущение большого духовного удовлетворения. Учение Жизни: "Научись жить в радости! Умей призвать Радость! Научись радоваться каждому листку, проснувшемуся" к жизни!" Не может быть такого состояния, которое не может обратиться в Радость! Как сделать, чтобы всегда быть солнечным, радостным? Это так просто! Для этого только не надо забывать, что твоя сущность – дух – "головой касается звезд", и все маленькие неприятности ее земной сестры – души – это такие незначительные вещи, что им не стоит отдавать наши силы. Даже в трудные дни надо знать, что сила проистекает от радости. Гори! Зажигай других силой своего экстаза, горения, вдохновения! Расточай Свет вокруг себя! Нужно уметь принести Радость. Радость есть особая мудрость. Состояние радости, восторга, экстаза мощно усиливает иммунитет. Мантра: "Радость есть особая мудрость!"

V. Качества идейно-политические

27. Патриотизм – любовь и преданность своей родине, своему народу; деятельность, направленная на служение интересам своего отечества. В Письмах об Учении Жизни сказано, что в 1921 году было написано: "В безмерных страданиях, лишениях, среди голода, в крови и поте, Россия приняла на себя бремя искания истины за всех и для всех. Россия в определенном смысле стала идеологическим средоточием мира. На арене мировой истории выступил новый мир. Напряженный взор презирает в будущее: не уходит ли к Востоку богиня Культуры, чей шатер столько веков был раскинут среди долин и холмов Европейского Запада? Не уходит ли к голодным, холодным, страждущим? Учение Жизни: "Ценою ужасных страданий достигнута новая ступень, которая поможет всему человечеству. Россия станет оплотом мира и прогресса всего человечества. Расцвет России есть залог благоденствия и мира всего мира". Мантра: "Наша страна – оплот мира и прогресса!"

28. Идейность – преданность передовой идее, убежденность; проникнутость идеалами и стремление воплотить эти идеалы в жизнь; умение подчинять личные интересы общественным. Идейность создает необычайную прочность духа, которая проявляется в больших и малых испытаниях, выпадающих на долю человека. Сознательность – правильная оценка, полное понимание окружающего: умение, способность правильно разбираться в окружающей действительности; намеренность, совершенность по размышлении, обдуманность. Принципиальность
последовательность в убеждениях и действиях, верность избранным в жизни твердым принципам и идеалам. Принципиальность дает силу бороться за общественные интересы против противопоставляемых им интересов личностей и групп. Мантра: "Идейный, сознательный, принципиальный – будь таким!"

29. Чувство нового – умение видеть в жизни новое, прогрессивное, способность правильно понимать потребности дальнейшего развития общества, ставить и решать актуальные проблемы жизни, улавливать в современном положении вещей ростки нового, выдвигать, поддерживать и проводить в жизнь прогрессивные начинания. Учение Жизни: "В построении надо избегать старых форм, не допускать старых знаков на новых ступенях". Каждая новая форма, хотя бы не совершенная, ценнее полированной старой. Зная несовершенство половины новых явлений, предугадывая хитрость уловок старого мира, мы всегда остаемся в мире несовершенном и новом. Нужно понимание нового мира во всей суровости. Нужно сказать строителям жизни, чтобы нашли новые слова, скованные новой необходимостью.

Мантра: "Какое счастье быть вечно новым!"

Общественная активность, инициативность. Активность – деятельность, энергичность; инициативность – обладание инициативой, предприимчивостью. Знание моральных принципов, нравственность в рассуждениях, высокие стремления, искренняя любовь всего человечества – их надо претворять в жизнь в реальных делах на Общее Благо. Моральная зрелость человека должна выражаться в его активности. Учение Жизни: "Иногда мало только добрых слов и мыслей, а нужны еще и действия, которые не шли бы вразрез с мыслями". Поэтому не суди много, но действуй, не сиди в раздумье, но твори, но находи. Огонь действия жизни растит крылья духа. Огонь действия зажигает другие огни. Мантра: "Не только мысли и слова, но и действие и горение!"

Оптимизм. Бодрое и жизнерадостное мироощущение, при котором человек во всем видит светлые стороны, верит в будущее, в успех: это воззрение на общий ход исторических изменений, согласно которому всегда существует возможность приблизить действительность к идеалу добра; убеждение в достижении, в конце концов, его торжества над злом, а справедливости над несправедливостью, в способности человека к безграничному социальному развитию и моральному совершенствованию. Вера в лучшее будущее способствует развертыванию деятельных, творческих способностей человека, помогает формировать у него положительные качества. Мантра: "Оптимизм – мудрое знание закона эволюции".

27.09.2013 17:45АВТОР: С. Стульгинскис. | ПРОСМОТРОВ: 1949


ИСТОЧНИК: С. Стульгинскис. Последние болезни или как защититься от новых болезней и эпидемий. (Проблема восстановления и усиления иммунитета). Изд-во: Донецкое Рериховское общество - 1997. Часть вторая.